Мультизональная система (другое название vrf- или vrv-система) – это одна из новейших разработок в сфере климатической техники. Она создавалась на основе классической сплит-системы и внешне очень на нее похожа. Но принцип действия значительно отличается от других кондиционирующих установок.
Отличительные особенности и преимущества
VRF-система состоит из наружного и внутреннего модуля, которые соединяются при помощи фреоновой трассы. В этом заключается ее сходство с другим оборудованием. Принципиальные отличия следующие:
- Разветвители. Благодаря им происходит равномерное распределение хладагента по внутренним модулям. Размер этого компонента зависит от общей мощности всех внутренних модулей, которые предполагается задействовать. Разветвители существуют двух видов: для линии низкого и высокого давления. Первый вид применяется совместно с трассами, по которым циркулирует хладагент в форме пара. Второй – используется в трубопроводе, где движется хладагент жидкий.
- Управление посредством микропроцессора. Такая система имеет сложное устройство и отличается очень точной работой. С ее помощью можно контролировать как всю кондиционирующую машину, так и ее отдельные компоненты.
- Применение только электронного расширительного вентиля. ЭРВ применяется как устройство для дросселирования. Он находится под контролем микропроцессора и встраивается в систему перед каждым внутренним модулем.
Благодаря такому устройству, мультизональная система получила ряд преимуществ:
- Есть возможность подключать большое количество внутренних модулей. Их число достигает 64 штук, в некоторых случаях – 88. Все они подключаются всего к одному внешнему блоку.
- Длинная трасса. Общая протяженность может достигать 1000 метров. Расстояние между внутренними и внешним модулями – до 200 метров.
- Разность высот между разными внутренними модулями – до 15 метров.
Но мощность всей системы ограничена. Она не может превышать 180-246 кВт. При подборе оборудования необходимо сделать запас на случай полной загруженности. Поэтому блоки покупаются с суммарной мощностью на 30% меньше допустимой.
Принцип работы системы
VRF-система в целом функционирует так же, как и другие кондиционирующие установки:
- Во внешнем блоке располагается компрессор. При его помощи происходит сжатие поступающего в форме пара хладагента.
- Холодильный агент подается по трассе в конденсаторный теплообменник (с воздушным или водяным типом охлаждения).
- Обдув теплообменника происходит при помощи вентилятора.
- В теплообменнике хладагент теряет тепло, происходит его конденсация.
- Хладагент проходит по трубам во внутренний блок системы, на входе в который срабатывает дросселирующее устройство. Хладагент поступает в испаритель внутреннего модуля и представляет собой на 85 % - жидкость, на 15% - пар.
- Температура хладагента при попадании во внутренний блок находится в диапазоне 0-15℃.
- Обдув испарителя во внутреннем модуле осуществляется посредством воздуха, забор которого происходит из обслуживаемого помещения. При обдуве хладагент закипает и нагревается.
- Хладагент отправляется в компрессор.
Внутренний блок VRF-системы бывает одноконтурным (двухтрубным) и двухконтурным (четырехтрубным). Одноконтурные агрегаты работают только на охлаждение или только на обогрев. Двухконтурные могут функционировать и на обогрев, и на охлаждение.
Мультизональные системы – перспективное направление в сфере климатических разработок. Ежегодно происходит их модернизация, и рынок пополняется новыми, более совершенными моделями.